Обзор текущих военных операций в мире и вооруженных конфликтов

Feel the Power of the IDF!

Feel the Power of the IDF!
Free eBook Download!

Проект "Меркава"



Анализируя итоги танковых сражений Синайской кампании и Шестидневной войны, в Израиле пришли к выводу о необходимости создания собственного танка.

Иного выбора просто не было: до Шестидневной войны на вооружении танковых войск ЦАХАЛа были американские танки М48 и М60 и британские Центурионы, однако США установили тогда запрет на поставки вооружений Израилю, а Великобритания была настроена про-арабски и в любой момент могла наложить вето на закупки танков и запчастей к ним.

В иной ситуации находились арабы: СССР бесплатно поставлял арабам тысячи своих современных танков, гарантируя при этом замену всей битой техники.

Израильская армия нуждалась в создании абсолютно новой боевой машины, наиболее полно соответствующей театру военных действий и боевому опыту израильских танкистов. Кроме того, такая боевая машина позволяла полностью отказаться от ненадежных зарубежных поставщиков.



Бывалый танкист генерал Таль считал, что ни одна из моделей танков, будь то американские танки М48и М60 или британский Центурион, не удовлетворяют израильским требованиям.

Генерал Таль принадлежал к числу подлинных фанатов танка, знающих и любящих боевую технику до последнего болта. Солдаты не раз видели своего генерала в рабочем комбинезоне, заляпанном солидолом и машинным маслом, когда он вместе с механиками разбирался в поломках танковых агрегатов. Только в агрегаты моторно-трансмиссионного отделения танка М48 он, исходя из своего практического опыта, внёс более ста усовершенствований.

Однако при создании своего танка генерал Таль руководствовался не только техническими усовершенствованиями. Он выдвигал абсолютно новые концептуальные идеи танка. Основной акцент, наряду с огневой мощью и маневренностью, делался на максимальную защиту членов экипажа: пусть танк будет полностью выведен из строя, но экипаж должен уцелеть, – и ремонтопригодность танка: даже после серьезного повреждения танк должен быть быстро восстановлен и вновь идти в бой.

Израильский танк принципиально отличается по компоновке от всех боевых машин, построенных по классической схеме, впервые примененной на французском танке Reno FT-17 образца 1916 года: впереди отделение управления, посередине - боевое, сзади - моторно-трансмиссионный отсек.


Генерал Таль полностью отказался следовать танковым традициям:
1. У израильского танка моторно-трансмиссионный отсек расположен в передней части танка, являясь дополнительной защитой экипажа от противотанковых средств - в лобовую проекцию танка по статистике попадает большинство снарядов.

2. "Танк -это дом экипажа в военное время”. Танкисты могут по нескольку суток не выходить из боев, испытывая тяжелейшие перегрузки от усталости и нервного истощения. Потому Таль предложил концепцию круглосуточного использования танка, для чего боевое отделение должно быть большим и вмещать два экипажа - один отдыхает, второй воюет, или же может использоваться для транспортировки танкового десанта.
Чтобы даже раненный танкист мог покинуть подбитую машину, десантный люк должен быть большим и расположен в кормовой части танка.
Пожар в подбитом танке ведет к гибели экипажа, потому система пожаротушения должна быть многоразовой, ведь в течение боя в танк могут быть многократные попадания.

3. Статистика показывала, что в случае детонации боекомплекта и топлива экипаж гибнет полностью. Потому боевое отделение должно быть отделено бронёй от топливных баков и боекомплекта, а сам боекомплект должен быть размещён в отдельном контейнере и автоматически отстреливаться от танка при поражении его противотанковым средством. Топливные баки должны быть в кормовой части танка, в зоне наименее вероятного поражения от противотанковых средств.

4. Танк должен иметь модульную конструкцию - путём замены модулей подбитый танк может быть быстро восстановлен на поле боя. Кроме того, модернизация танка может быть легко осуществлена путем замены устаревших модулей на более совершенные.

Все эти идеи были революционны для танкостроения и полностью изменяли традиционные представления о роли и месте танка в современном бою.

Программа создания танка была утверждена в августе 1970 года и группа в составе всего 35 офицеров-танкистов под руководством генерала Тала начала разрабатывать новый танк.

Проектирование велось очень высокими темпами. Все бюрократические проволочки удалось свести к минимуму во многом благодаря самому Талю и теснейшему сотрудничеству военных и проектировщиков.



Буквально на глазах создавалась израильская танковая промышленность, в проекте сегодня участвуют более 200 израильских промышленных компаний, производящих большинство компонентов танка – от броневой стали и артиллерийских орудий до сверхточного электронного и компьютерного оборудования.

Реализация идей генерала Таля привела к созданию большой, тяжелой (вес танка 63 тонны) машины с мощной броневой защитой в передней части танка и просторным боевым отделением. Боевое отделение может использоваться для транспортировки десанта и имущества, а также обеспечивать эвакуацию с поля боя раненых.

Своему танку генерал Таль дал название «Меркава», что на иврите означает «боевая колесница». Слово это пришло из ТАНАХа, оно упоминается в первой главе Книги пророка Иезекииля как символ движения, мощи и устойчивого основания.



Первые слухи о том, что Израиль разрабатывает свой танк, начали распространяться в 1972 году. Весной 1977 г. израильское телевидение показало новый танк, после чего снимки, сделанные с экрана телевизора, обошли страницы многих военных изданий.

Тогда же появилась информация, что началось производство предсерийной партии из 40 машин; в октябре 1978 г. первый танк "Меркава” был официально передан в войска. Командование одним из первых батальонов, укомплектованных "Меркавами”, принял сын генерала Таля.

Официальная презентация танка состоялась во время визита премьер-министра Израиля Менахема Бегина на танковый завод израильской военно-промышленной корпорации Israel Military Industries.


С тех пор проект Меркава продолжал непрерывно расти и развиваться. С конвейерных линий израильских танковых заводов вышли уже четыре поколения танков Меркава – начиная с первой машины Меркава Мк1 и до представителя уже четвертого поколения танка - Меркава Мк4, принятого на вооружение израильской армии в 2004 году. Начиная с 2005 года весь танковый парк ЦАХАЛа состоит из отечественных боевых машин Меркава.

Идеи генерала Таля получили признание во всем танковом мире. Сегодня практически вся бронетехника, производимая в разных странах мира, строится на основе концепций, впервые апробированных в танке "Меркава".

Ратные подвиги генерала Таля, его технологические достижения и абсолютно новые идеи о месте и роли танка в современной войне получили признание во всем мире - в Центре бронетанковых войск США им.генерала Паттона в Форт Нокс, штат Кентукки его портрет представлен в галерее Великих Танковых Полководцев вместе с такими легендарными танковыми генералами, как Джордж Паттон и германский фельдмаршал Эрвин Роммель.



Комментариев нет:

Отправить комментарий