Закон о военной
службе в Израиле, принятый в августе 1949 г., легализовал создание
массовой армии, строящейся на основе всеобщей воинской обязанности.
Призыву в армию подлежали как мужчины, так и женщины, молодежь в
возрасте 14-18 лет участвовала в работе полувоенной организации «ГАДНА»
(Молодежные батальоны), задача которой – подготовка к службе в армии.
Так, все население в возрасте от 14 до 49 лет прямо или косвенно было
мобилизовано в армию. Срок воинской службы был первоначально определен в
два года, но, начиная с 1952 г., увеличен до двух с половиной лет.
Первый премьер-министр Израиля Давид Бен-Гурион тогда отверг предложение о создании армии на основе добровольческих милиций, которое выдвигали социалисты: «Мы должны забыть о романтике добровольческих милиций. На войне воюет армия с высоким огневым потенциалом, состоящая из крупных частей, из разных родов войск, выполняющая комбинированные операции, подчиняющаяся единому командованию».
Сегодня призыв в ВС регламентируется Законом о военной службе, принятым в 1986 г. и постоянно дополняющимся новыми поправками. Срок действительной военной службы определен в статье 15 закона и первоначально составлял 30 месяцев для мужчин и 18 месяцев для женщин. Однако в 1995 г. Кнессетом была принята поправка, продлившая срок службы до 36 и 24 месяцев соответственно.
Согласно статье 2 закона, призыву в армию подлежат мужчины и женщины в возрасте 18 лет. Всеобщая воинская повинность обязательна для евреев, друзов и черкесов. Граждане Израиля других национальностей: бедуины, арабы и христиане не подлежат обязательному призыву, они могут служить в ЦАХАЛ только добровольно.
Статья 20 Закона о
военной службе гласит: «Каждый гражданин Израиля, которому исполнилось
18 лет, обязан явиться на призывной пункт по месту жительства для
прохождения военной службы, даже в том случае, если в течение 24
месяцев, предшествующих исполнению 18 лет, он не получил повестку о
призыве». Возраст призывника определяется по еврейскому календарю.
Процесс призыва в ЦАХАЛ распределен во времени и включает в себя несколько важных этапов. О них стоит рассказать подробно.
Армия начинает отбор и фильтрацию будущих рекрутов задолго до дня призыва. В 17 лет каждый израильтянин, будь он парнем или девушкой, получает первую повестку с призывного пункта, так называемый «Цав Ришон».
«Цав Ришон» не с неба падает – у Министерства внутренних дел имеется реестр населения, в котором зарегистрировано все населения страны с момента рождения или прибытия в Израиль. Данные обо всех гражданах или временных жителях, достигших возраста 17 лет, МВД раз в полгода передает списком в мобилизационное управление ЦАХАЛ, откуда и рассылаются призывные повестки «Цав Ришон».
Государственная статистика в Израиле работает четко, и потому шансов не оказаться в этих списках практически нет. Это относится и к тем гражданам, кто жил хоть какое-то время в Израиле, а затем в нежном детском возрасте был увезен родителями на жительство в другие страны. Эти ребята по-прежнему присутствуют в реестре, и потому по достижении 17 лет они также обязаны явиться в ближайшее израильское консульство и получить отсрочку на время проживания за границей. Стоит отметить, что призыв в армию распространяется и на родившихся заграницей детей израильских граждан.
В повестке содержатся сведения о месте и сроке явки допризывника, а также направление на прохождение целого комплекса тестов, с помощью которых армейские кадровики будут собирать всю информацию о каждом призывнике. Тесты, среди прочего, включают проверку уровня физической подготовки рекрута, состояние его психики и интеллектуального развития. Если призывнику предстоит получить допуск к работе с секретными материалами, ему придется также встретиться с представителями Полевой службы безопасности (военная контрразведка).
Результаты
тестирования позволяют достаточно полно и объективно оценить способности
и потенциал будущего солдата. По полученной в ходе тестирования
информации армейские кадровики, с учетом предпочтений рекрута и реальных
потребностей, будут определять войска, в которых ему предстоит служить.
Результаты
тестирования по повестке «Цав Ришон» играют решающую роль в определении
военного будущего потенциального рекрута. Надо сказать, среди рекрутов
существует весьма высокий конкурс в боевые части, различные виды
спецназов, части, эксплуатирующие высокотехнологичную технику. Конкурс
достигает 5-10 человек на место, армии есть из кого выбирать военную
элиту, и это стимулирует мотивацию рекрутов к получению высоких
результатов тестирования.
Как известно, армейская машина – весьма злопамятная и мстительная организация по отношению к тем, кто идет с ней на конфликт. Это касается в первую очередь тех, кто пытается уклониться от призыва.
Израильское законодательство крайне строго к уклонистам и дезертирам. Уклонение от призыва считается уголовным преступлением. Согласно статье 46(а) закона, неявка на призывной пункт в установленный срок, а также дача заведомо ложных сведений об уклонисте, предусматривает наказание в виде двух лет лишения свободы. Для уклонистов, упорных в своем нежелании служить в армии, а также для тех, кто с целью саботирования призыва занимается членовредительством, статья 46(б) закона предусматривает наказание в виде пяти лет лишения свободы. Объявленным в розыск дезертиром считается военнослужащий, не явившийся на службу в течение 21 дня.
Военная полиция регулярно проводит облавы на уклонистов от призыва и дезертиров. Речь идет как о военнослужащих-срочниках, самовольно покинувших базы и не вернувшихся после выходных, так и о призывниках, получивших повестки о начале службы и не явившихся на призывной пункт.
В ходе такой
облавы, проводившейся в этом году, военная полиция задержала 474
человека, уклоняющихся от службы. Все они были выявлены и взяты под
арест. Часть задержанных сдалась военной полиции добровольно, явившись с
повинной. Сообщается, что в трех случаях нарушители воинской дисциплины
оказали физическое сопротивление при задержании и к ним военные
полицейские применили силовые методы. Чтобы избежать прошлогодней
ошибки, когда подобную операцию пришлось прекратить из-за нехватки мест в
военных тюрьмах, на этот раз в ЦАХАЛ подготовили достаточное количество
камер.
Против 75%
задержанных уже выдвинуты обвинительные заключения. Треть обвиняемых –
девушки. Среди задержанных есть граждане, уклонившиеся от службы много
лет назад. Задержан, например, 40-летний мужчина, бросивший службу более
20 лет назад.
Всем задержанным грозит запись об уголовном обвинении в личном деле, а также предстоит отбыть срока в военных тюрьмах, после чего дезертиры и уклонисты отправятся служить дальше. Подавляющее большинство задержанных являются «джобниками», т.е. военнослужащими, проходящими службу в нестроевых частях.
Данные обо всех осужденных уклонистах бережно и вечно хранятся в государственных базах данных, что может существенно испортить всю последующую жизнь уклониста – эти сведения непременно всплывут при любом обращении в государственные органы и будут негативно влиять на трудоустройство, отношениям с банками и во многих других жизненных ситуаций.
Теперь стоит более подробно рассказать о том, что ожидает призывника в военкомате. По итогам прохождения многочисленных тестов и собеседований каждый призывник получит две важнейшие характеристики, во многом определяющие его армейское будущее: оценку личностных качеств призывника (КАБА) и оценку уровня здоровья и физического развития (профиль).
Призывник, прибывший на призывной пункт, должен иметь при себе следующие документы: документ, удостоверяющий личность, заполненную и подписанную семейным врачом анкету с указанием перенесенных болезней, госпитализаций и поставленных диагнозов, сведения о родителях, включающие имена, даты рождения, номера удостоверений личности, телефоны и адреса электронной почты.
Процесс прохождения многочисленных «станций», на которых призывник проходит специфические проверки, начинается с получения на призывном пункте магнитной карточки, с которой предстоит не расставаться на протяжении всего маршрута тестирования. На каждой «станции» эта карточка регистрируется в компьютере и дается указание на переход к следующей «станции».
Обычно первой «станцией» на маршруте призывника является проверка достоверности данных. Это своего рода интервью, на котором призывник сообщает массу информации о себе и своих близких. Здесь, в частности, проходит тест на чтение, письмо и разговор на иврите. Интервьюер на основе полученной от призывника информации ставит оценку карьерных перспектив призывника, что влияет на интегральную оценку КАБА.
Далее призывнику предстоит пройти психотехнические тесты, существенно влияющие на интегральную оценку КАБА. Эти тесты сдаются только один раз и исправить полученную оценку потом крайне сложно. Именно по итогам психотехнических тестов во многом решается вопрос о направление призывника в престижные войска и подразделения. Проходят они, как правило, на компьютере и длятся три часа.
Не менее важным при определении КАБА является прохождение призывником личного интервью. Личное интервью является обязательным для юношей, поскольку многих из них ждет направление в боевые части, и для некоторых девушек, выбирающих специальности, связанные с решением боевых задач. На основе личного интервью военные стараются определить характер и свойства призывника как позитивные, так и отрицательные, способные существенно повлиять на будущую службу, глубину его мотивации к несению службы и его предпочтения.
КАБА – оценка личностных качеств призывника и его интеллекта имеет числовое значение в диапазоне от 41 до 56. КАБА складывается из трех компонентов тестирования:
– результаты
психотехнических тестов, на основе которых формируется рейтинг
предпочтений призывника и его карьерные перспективы. По итогам этого
вида тестирования призывнику присваивается оценка в диапазоне от 10 до
90;
– итог личного
интервью призывника с военным психологом. Этот тест проходят только
юноши. По итогам интервью военный психолог определяет, в частности,
уровень карьерных притязаний призывника и его мотивацию к занятию тех
или иных должностей. Оценка от 8 до 40;
– оценка уровня образования. Определяется годами учебы призывника. Оценка от 0 до 12.
Исходя из
полученных результатов складывается интегральная оценка КАБА: 41-43 –
специальный набор или освобождение от армии, 44-47 – отсутствие
командирских качеств, 48-51 – годен к занятию должностей младших
командиров, 52 и выше – годен к продвижению по службе и к занятию
старших командирских постов.
Наряду с КАБА, второй ключевой характеристикой призывника является его профиль, отражающий уровень его физического развития и здоровья. При определении профиля решающее значение имеют осмотр врача, результаты лабораторных исследований и диагностики, информация о прошлых и нынешних медицинских проблемах призывника.
Профиль имеет числовые значения от 21 до 97.
На медицинской комиссии врачи опрашивают призывника о состоянии здоровья и его заболеваниях и проводят полный медицинский осмотр, включающий проверку артериального давления, остроты зрения и многие другие проверки. По результатам молодые люди получают баллы от 97 – абсолютно здоров и годен к прохождению службы в боевых частях, до 21 – профиль тех, кто признан полностью негодным к военной службе по состоянию здоровья (физического или психического).
На этом завершается процесс тестирования по повестке «Цав Ришон», однако контакты призывника с армией будут продолжаться еще на протяжение года, вплоть до дня призыва. Армия будет непрерывно посылать призывнику по обычной и электронной почте все новые и новые анкеты и повестки, ему могут предложить пройти курсы по конкретным военным специальностям. В конце концов призывник получит повестку с датой призыва на службу.
Как правило, день призыва протекает для всех одинаково по стандартным правилам. Встреча с армией происходит на призывном пункте (на иврите – Лишкат Гиюс). О месте явки рекруты заранее оповещаются и ранним утром, в окружение родных и друзей, прибывают на призывной пункт. Здесь происходят трогательные сцены расставания, рекруты садятся в автобусы и отправляются на БАКУМ (аббревиатура на иврите, обозначающая военную базу по приему рекрутов).
Весь процесс такого
превращения представляет своего рода конвейер, состоящий из множества
«станций». Обладателей длинных волос отправят к парикмахеру, который в
считанные минуты сделает стандартную военную стрижку. Девушкам
предлагается воспользоваться заколкой для волос черного или коричневого
цвета – для них стандартной военной прической является «конский хвост»,
перекинутый через плечо.
Следующая «станция» – это фотографирование на армейское удостоверение личности и оформление этого столь важного военного документа. По народной примете – если на казенной фотографии рекрут еще и улыбается, то быть ему офицером.
Рекрут получит
удостоверение личности (хогер) и жетоны с личным номером (дискит). Один
дискит носится на шее, а второй пригодится позднее, при получения
обмундирования. Он разламывается на две половинки, которые вкладываются
под стельки армейских ботинок – если бойцу, не ровен час, оторвет ноги,
то по личному номеру определят принадлежность нижних конечностей.
Дальше призывник отправляется на анкетирование, интервью, прохождение биометрических проверок и тестов. Ему предстоят процедуры дактилоскопии, рентгеноскопии полости рта (для опознания сгоревшего трупа, поскольку зубы – единственное, что не сгорает), забора крови для анализа, прививок.
Затем наступает момент расставания с гражданской одеждой – призывник отправляется на склад обмундирования, где суровые прапорщики быстро выдают ему огромный комплект армейской формы, которую необходимо тщательно примерить – по странному свойству, армейские размеры одежды и обуви никак не совпадают с привычными гражданскими.
Полученное обмундирование укладывается в огромный военный вещмешок, который также выдается каждому рекруту. Вот теперь рекрут приобретает нормальный военный вид. Однако задержаться перед зеркалом раздевалки ему не придется, в армии все положено делать быстро и уже вскоре команды рекрутов грузятся на автобусы, которые отвезут их на учебные базы войск, в которых им предстоит служить.
С этой минуты рекрут становится частью военной машины под названием Армия Обороны Израиля и начинает свою армейскую службу.
Комментариев нет:
Отправить комментарий